top_image

ИСТОРИЯ

picture

История становления и развития акционерного общества «Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения» (АО «ЦКБ ТМ») - это история специального вагоностроения, неразрывно связанная с историей отечественной ракетной и космической техники и промышленности, с историей послевоенного развития вооруженных сил страны. Уникальные разработки тверских конструкторов по созданию средств транспортирования ракетно-космической техники ведутся уже 60 лет.

Дата основания бюро — 1 мая 1956 года. На территории Калининского вагоностроительного завода было создано Специальное конструкторское бюро — СКБ КВЗ, которое состояло из 30 человек. В 1966 году СКБ выводится из состава завода и преобразуется в Особое конструкторское бюро Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения с соответствующими финансовыми, юридическими и другими правами. С этого периода бюро является разработчиком подвижных агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов.

В 1976 году ОКБ Минтяжмаша переименовывается в Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения, а в 1982 году комиссия Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам назначила ЦКБ ТМ головной организацией в стране по разработке железнодорожных транспортных средств специального назначения.

За успехи, достигнутые при создании образцов новой техники в области специального транспортного машиностроения, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 10 октября 1982 года наградил ЦКБ ТМ орденом Трудового Красного Знамени.

К 1987 году численность возросла до 720 сотрудников. Бюро стало коллективом высококвалифицированных специалистов, соединивших воедино научный и инженерно-технический потенциал. По его проектам строятся специальные вагоны и формирования для магистральной и внутриполигонной транспортировки ракет и их составных частей и блоков. Бюро участвует в создании комплексов «Тайфун», «Зенит», разрабатывает ряд агрегатов комплекса «Буран», экипажную часть и системы жизнеобеспечения БЖРК. Специалисты ЦКБ ТМ проектируют оборудование для космодромов Байконур, Плесецк, Капустин Яр: агрегаты для заправки ракет, агрегаты хранения, транспортно-перегрузочные агрегаты, агрегаты заправочно-нейтрализационных станций, транспортно-установочные агрегаты, поезда для обслуживания космодромов.

Тяжелые 90-е годы явились для бюро неблагоприятным периодом. В силу сложившихся условий коллектив вынужден был перестроиться под создание конверсионной продукции: электропоездов, вагонов для перевозки автомобилей, холодильников, прицепных вагонов дизель-поездов. Но, следует отметить, что и в эти трудные годы бюро продолжало создавать продукцию для нужд Министерства обороны. Ярким примером этого является создание уникального многовагонного спецсостава — банно-прачечно-дезинфекционного поезда.

К концу 90-х годов ЦКБ ТМ - сложившаяся головная комплексная организация, совершенствуются структура и материальная база обеспечения успешной разработки и испытаний агрегатов и комплексов любой сложности.

В октябре 1998 года ЦКБ ТМ передается в ведение Российского космического агентства, а в ноябре Роскосмос подчинил бюро Управлению средств выведения и наземной космической инфраструктуры. В феврале 1999 года ЦКБ ТМ переименовывается в ФГУП «ЦКБ ТМ», а в июле этого же года определяется головным предприятием Российского космического агентства по созданию новых и модернизации существующих железнодорожных средств транспортировки изделий ракетно-космической техники.

В течение периода с 1998 по настоящее время в портфеле заказов нашего коллектива значительное место занимает участие в международных проектах, среди них: «Морской старт», «Наземный старт», «Рокот», KSLV, «Союз-СТ в Гвианском космическом центре (ГКЦ)».

В соответствии с Указом президента РФ, Распоряжением правительства РФ и Распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области ФГУП «ЦКБ ТМ» в феврале 2012 года реорганизовано в форме преобразования в Открытое акционерное общество «Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения» - ОАО «ЦКБ ТМ».

С 19 июня 2015 года изменённое фирменное наименование общества — акционерное общество «Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения» (АО «ЦКБ ТМ») внесено в Единый государственный реестр юридических лиц.

За прошедшие годы выполнен большой объем опытно-конструкторских работ на приоритетных направлениях науки и техники. В составе широкой кооперации, включающей специализированные институты, конструкторские бюро и заводы, в ЦКБ ТМ спроектировано свыше 1000 различных моделей и модификаций специальных железнодорожных агрегатов. Среди них автоматизированные изотермические секции и специальные вагоны для перевозки ракетно-космической техники, транспортеры и платформы для перевозки негабаритных специальных грузов, технологическое оборудование стартовых и технических комплексов (установщики и заправщики космических кораблей, агрегаты термостатирования космических аппаратов), подвижные узлы связи и пункты управления, агрегаты для перевозки грузов народнохозяйственного назначения и технические средства, предназначенные для использования на предприятиях Росатома.

Работники ЦКБ ТМ ведут авторский, гарантийный и технический надзор в производстве и эксплуатации, техническое обслуживание, ремонт и утилизацию разрабатываемых агрегатов.

Действующая в бюро система менеджмента качества (СМК) сертифицирована в Федеральной системе сертификации космической техники.

Начиная с 1999 года СМК (на то время система качества предприятия - СКП) шесть раз проходила сертификацию. Проведенная в 2013 году Центром сертификации ракетно-космической техники Роскосмоса очередная сертификация СМК (сертификат №ФСС КТ134.01.3.1.000000.28.13, выдан 17.10.2013 г.), подтвердила, что система менеджмента качества предприятия соответствует требованиям государственных стандартов и специальных документов Роскосмоса. Наличие сертификата СМК позволяет предприятию получать лицензии на осуществляемые им виды деятельности и успешно участвовать в тендерах на разработку различной продукции.

Сертификат

Испытательная лаборатория, аккредитованная в системе сертификации ГОСТ Р и в Системе сертификации федерального железнодорожного транспорта, выполняет большой объем испытаний новой техники, в том числе, для целей сертификации.

В 2015 году ИЛ АО «ЦКБ ТМ» аккредитована в национальной системе аккредитации.

Налажено и развивается опытное производство, включающее сборочно-монтажное и электротехническое.

Трудовые заслуги работников бюро отмечены более чем 200-ми государственными наградами, почетными званиями или отмечены другими знаками признания заслуг. В Книгу Почета ЦКБ ТМ занесены имена 110 человек, чей вклад в общее дело был особо отмечен страной и руководством бюро.

На предприятии работали 30 участников Великой Отечественной войны и трудового фронта. Все они, независимо от занимаемой должности, добросовестно трудились каждый на своем месте.

Первым руководителем бюро (с 1956 по 1962 год) был Андрей Фёдорович Чернышев.

43 года (с 1962 по 2005 год) коллектив возглавлял Лев Дмитриевич Новиков — Лауреат Ленинской и Государственной премий, заслуженный создатель космической техники, награжденный орденами «Октябрьской революции», «Трудового Красного Знамени» (дважды), орденом «Знак Почета», медалями, Почетной грамотой Правительства РФ, несколькими ведомственными знаками отличия и высшей наградой Тверской области — знаком Михаила Тверского.

В настоящее время (с 2005 года) предприятием руководит Александр Иванович Василенко.

Чернышев А.Ф. Новиков Л.Д. Василенко А.И.
А.Ф. Чернышев Л.Д. Новиков А.И. Василенко

© 2017 АО «ЦКБ ТМ». Копирование и переработка любых материалов этого сайта для публичного использования (размещение на других сайтах, публикация в печатных изданиях, размещение в электронных СМИ и проч.) запрещено.